В нашу редакцию пришло письмо от Руслана Прохорова, ветерана труда, коренного жителя Покровки. И он очень просил, чтобы его письмо- воспоминание непременно опубликовали именно в этот день…
«И снова бухта Золотого Рога
Нас — провожает в Тихий океан …»
Прошло более шестидесяти лет службы в армии, но а прошлое с годами напоминает о годах юности и в какой стране мы жили. В конце 50-х и в начале 60-х я окончил Майскую школу в Покровке, а затем среднюю школу имени В.Г. Короленко в Амге. Идет бурное развитие в стране. В 1957 году в космос запущен в искусственный спутник земли, и в 1961 году космосе — Советский человек Юрий Гагарин. Надо отметить, в районном центре появляется и транспортная малая авиация, пассажиры самолетом могли добраться не только до Якутска и обратно, самолеты летали и до Болугура, а это от Амги где-то около 60 километров. Стоить отметить, ранее до Амги с наслегов Оннес, с Болугур и Покровка добирались на бортовой совхозной автомашине, вездеходе ГАЗ-63. В Амге открылась музыкальная школа, а мы в школе, кроме получения аттестата об окончании среднего образования, дополнительно изучали и получили удостоверения рабочей профессии. Изучалось машиноведение, а другая половина-штукатуры и маляры. Здесь уместно сказать о нашем детстве и здоровье. Да, мы поколение детей войны. Родились в военные-сороковые. Морозы, холода и продолжительные зимы в детстве не замечали. В школе бегали и катались на лыжах с горки. Надо сказать, тогда в промкомбинате, в Амге делали лыжи, цвет которых не всем нравился. А по льду на озере и реке катались на коньках. А летом все время на скале и на острове. А тогда купались и загорали, и умели уверенно держаться на воде. И позже, где только бывая, в стране всегда вспоминаешь нашу красавицу и с чистой прозрачной водой Амгу. В бассейне на соревнованиях по плаванию были неплохие результаты.
В начале 60-х в августе районным военкоматом был призван на службу. Призывники, где-то около двадцати человек, до города добирались на бортовой машине. Через несколько дней с Якутска нас, призывников, около 150-200-т отправили на теплоходе по Лене до порта Усть-Кут. Там встретили сопровождающие в военной форме, и с ними добрались до конечного пункта — Владивосток. Наш путь продлился более десяти дней. Так как в те годы с Усть-Кута до Иркутска проходила только одна железнодорожная линия. Здесь во Владивостоке нас начали распределять по группам, по образованию и по состоянию здоровья. Тут я узнал, что такое «евстахиева трубка» в нашем организме. После проверки призывников в барокамере, нас осталось всего пять человек. После проверки службами нас отправили в учебный отряд. Мы почти год изучали свою специальность и корабли, на которых должны проходить дальнейшую службу. В учебном отряде нас ознакомили о службе на подводной лодке проекта 613 «эска С-средняя. По окончании учебного отряда мы были направлены в свои войсковые части, а точнее на боевые корабли. В начале лета в 62-м году службу проходил ПЛ «С» водах Совгавани. В начале знакомились и изучали свои боевые посты и корабль. В бытовом отношении на ПЛ не было ни обогревателей, ни кондиционеров. В теплых водах в отсеках — повышенная температура, а в холоде — пониженная. Если в море выходили на 2-3 дня, по понятным причинам гальюном не пользовались. Командира называли «отец родной». Более 10 дней в море был «дублер». Примечателен 62-й год тем, что летом проводились учения по торпедным стрельбам, и экипаж нашей лодки за «отличные стрельбы» получил приз Командующего Тихоокеанского флота. На рубке наносятся звезды отличного корабля. На пирсе командование встречает с оркестром и молочным поросенком. Позже узнаем, что дублером на нашей лодке был Анатолий Тихонович Штыров, отец Вячеслава Штырова.
Его лодка находилась на ремонте. Осенью в 1962-м напряженность у берегов Кубы в Карибском море, об этом освещалось в средствах массовой информации. А более подробно события в Карибском море с документальной точностью изложено в трехтомном сочинении Анатолия Штырова в книгах «Жизнь в перископ» и «Приказано соблюдать радиомолчание».
Об этих событиях больше не скажешь. Ведь в шестидесятые мы активно осваивали морские глубины. В те годы экипаж «Ленинского комсомола» осваивали льды и воды Северного ледовитого океана и на полярном полюсе водрузили флаг государства СССР Герои СССР Петелин А.Н. и Жильцов П.Н. Далее отряд подводных лодок прошли вокруг света. В то время ордена получали за ракетные стрельбы с ПЛ. Служба на флоте для матросов срочной службы была продолжительностью в четыре года (48 месяцев и более). Режимы дня, различные учения и выходы в море можно почти все сказать о нашей службе. И такие команды по трансляции на корабле: как «Проворачивание механизмов» и «Провентилировать в отсеках» осталось у нас на всю жизнь, и на «гражданке». Прошло с тех пор продолжительное время и проживаем в республике. И у нас есть не только судоходные реки , но на севере два моря и студёный океан .И девяностые годы в России когда мы были на распутье. Тогда флот республики, а именно суда речфлота «река-море» своей работой добывали валюту. Наш земляк Евгений Чистяков был директором ЛОРПа. И работа ЛОРПа продолжается в республике. Здесь следует напомнить о появлении семьи Штыровых. Анатолий Тихонович Штыров продолжительное время служил на Камчатке. Командир Подводной лодки серии ( К-кашки) 1 ранrа, крейсерская, продолжительная автономность. Экипаж более 120 человек, а у ПЛ 613 проекта (экипаж около 60-и человек). В звании адмирала служил в штабах флота. И на службе в южном округе России взяли шефство над подводной лодкой серии «Варшавянка» на Черном море. Благодаря крупной компании АЛРОСа. Ранее и теперь наши земляки могут служить на этом корабле. Анатолий Тихонович имеет за свою службу ордена Правительства Российской Федерации, и в городе Советская Гавань в его честь установили мемориальную доску. И здесь стоит вспомнить слова Анатолия Тихоновича Штырова и о его сыне Вячеславе — все как по Евангелию … «Аз по делам их судите». Да, в те далекие годы наша срочная служба прошла на Дальнем Востоке на морских рубежах нашей великой страны. И по происшествию тех лет в наших воспоминаниях осталось, что мы служили честно и достойно. И об этих местах -теплые воспоминания.
Руслан Прохоров