Место, где создается история

Все те, кто ездят по трассе Амга – Якутск, с огромным интересом останавливаются возле сквера “Шофер — по призванию и зову сердца”.  По программе поддержки местных инициатив, смелое и интересное решение было предложено активными жителями и опытными водителями районного центра Амгинского улуса. Весной 2023 года началось строительство сквера, где сегодня есть зона отдыха для проезжающих водителей большегрузов и просто туристов.

На вертикальной плите написаны имена 256 водителей Амгинского улуса. Многие из них на легендарных “полуторках” увеличивали благосостояние района, среди них профессионалы, которые большую часть жизни проводили в кабине за рулем грузовиков.

На стеле выведены и имена шоферов из Майского наслега, все они в разное время работали в совхозе “Амгинский”: Алексей Иванович Красноштанов, Арсентий Васильевич Ярцев, Василий Иннокентьевич Огурешников, Евгений Арсентьевич Ярцев, Пётр Николаевич Романов, Валерий Афанасьевич Третьяков, Анатолий Федорович Борисенко, Александр Степанович Боярский, Алексей Иванович Черкашин, Геннадий Васильевич Огурешников, Федор Борисенко, Владимир Федорович Камышлов, Михаил Васильевич Малгаров, Дмитрий Фролов, Геннадий Огурешников, Александр Константинович Яцков,Станислав Дмитриевич Фролов, Владимир Дмитриевич Фролов, Николай Алексеевич  ОхлопковАполлон Константинович Протопопов, Михаил Васильевич Носенок.

Шоферские истории

Алексей Иванович Красноштанов – работал в совхозе водителем с первых дней. Победу в Великой Отечественной войне приближал не меньше других, рисковал жизнью, доставляя бойцов на фронт, подвозя боеприпасы, занимаясь снабжением. Защиты и комфорта в его фронтовом автомобиле было немного, все делалось за счет самоотверженности, стойкости, самопожертвования.

Арсентий Васильевич Ярцев – после ранения был демобилизован в 1944 году. Вернулся в родной совхоз и был направлен на курсы шоферов. Успешно окончив курсы, работал на разных машинах: ЗИС-5, “полуторка”, ГАЗ М-1” Эмка”, ГАЗ АА, возил разные грузы и людей. Летом-осенью приходилось ездить неделю, если была дождливая погода. Зимой пассажиры были в тулупах и ехали вместе с грузом: это могли быть бочки с горючим, дрова, туши мяса. Часто пассажиров, которые ездили до Болугура, Оннеса, привозил к себе домой, где они ночевали, а утром уже они отправлялись по своим наслегам. Василий Иннокентьевич Огурешников – в 1949 году окончил курсы шоферов в городе Якутске, проработал до 1989 года. Не имея нарушений транспортной и трудовой дисциплины, за отличный труд был награжден ведомственным знаком Совета Министров РСФСР   “За работу без аварии”, 2 степени.

Евгений Арсентьевич Ярцев – в 1975 году получил специальность водителя.  Работал на разных машинах, но в основном это были машины марки ЗИЛ. Грузы перевозились самые разные. Были рейсы короткие и длительные.  Зимой выезжали в рейс несколько машин. Случались поломки в пятидесятиградусные морозы. Всегда выручала шоферская дружба, без взаимовыручки и поддержки в дороге одному “выжить” было нельзя.  Зимой из Кангаласского буроугольного месторождения доставлял уголь для котельных, комбикорм из Золотинки и Невера, товары для райпотребсоюза “Холбос”. После ледохода реки Амга, приходили баржи с грузом, старались как можно быстрее разгрузить их и вывезти.  В сезон уборки урожая работал на вывозке зерна. Часто был победителем социалистического соревнования. В 1985 году вывез с поля 900 цн зерна. Его труд был высоко оценен страной.  За самоотверженный и высокопроизводительный долголетний труд на одном предприятии Евгений Арсентьевич был награжден в 1982 году орденом “Трудовой Славы” III степени и в 1990 году орденом “Трудовой Славы” II степени. Является Почётным гражданином Амгинского улуса. Работал на автомобиле ГАЗ-24 «Волга». Он кавалер ордена “ Знак Почета”.

Валерий Афанасьевич Третьяков – окончил СПТУ-1 в 1974 году и начал работать водителем в совхозе. Осенью был призван в армию, до 1976 года служил в войсках военно-морских сил Тихоокеанского флота. Во время уборочной, молодой коммунист с 1982 по 1984 годы работал на комбайнах СКД-5, СКД-6. Неоднократно становился победителем, в 1982 году был победителем приза космонавтов. С 1992 года работал водителем автомобиля ЗИЛ и с 1999 года водителем КАМАЗа. За добросовестную работу, водителю присвоено звание “Почетный работник транспорта Республики Саха (Якутия)”, “ Отличник сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).

Анатолий Федорович Борисенко – обладатель медали “За трудовую доблесть”.

Александр Степанович Боярский – в 1982 году приехал в село Покровку и стал работать на машине ЗИЛ самосвал. Всю зиму возили груз в Райпотребсоюз «Холбос» из Золотинки, Невера и Благовещенска, уголь с  Кангаласского разреза. Весной участвовал в посевной, возил зерно на сеялки, а осенью зерно от комбайнов на ток. Двадцать лет проработал водителем автомобиля “Вода”.

Алексей Иванович Черкашин – с января по май 1982 года учился на курсах ДОСААФ в Читинской области по линии Амгинского военкомата. После демобилизации из рядов Советской армии в 1985 году, устроился водителем в совхоз. Его наставниками были Александр Константинович Яцков и Алексей Петрович Охлопков. С 1987 года водитель автомашины УАЗ. За свой долголетний и добросовестный труд в 2917 году был награжден нагрудным знаком “Отличник сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)”.

К сожалению односельчан, на стеле указаны не все имена водителей, но сельчане бережно хранят их память, их трудовую доблесть вспоминают с уважением и теплотой.

Многие из них были шоферами — чемпионами, на которых равнялась молодежь Амгинского района. Водители совхоза “Амгинский “: Пестерев, Тимофей Протасов, Иван Иванович Перфильев, Валерий Протасов, Павел Токарев, Гаврил Гаврилов, Василий Алексеев, Юлия Константиновна Яцкова, Пестерев, Софрон Семенович Давыдов, Геннадий Копейкин, Георгий Копейкин, Анатолий Константинович Босиков, Андрей Александрович Яцков, Тиунов Владимир Мясоедов, Анатолий Васильевич Огурешников, Зинаида Семеновна Никифорова (Ковалик), Николай Петрович Романов.

Мы узнали от родных, друзей, односельчан истории водителей первого зернового хозяйства:

Иван Иванович Перфильев окончил курсы водителей в городе Якутске и начал свою трудовую деятельность на автомобиле ГАЗ 21 “Волга” в 1958 году. Приехал в село Покровка в 1959 году и устроился водителем в центральное отделение совхоза “Амгинский” на ЗИЛ-164.  Из-за нехватки комбайнеров, как преданный партии коммунист, осенью работал на зерноуборочном комбайне. На автомобиле ГАЗ-53, цвета морской волны осуществлял грузоперевозки. Работал водителем автобуса и на ГАЗ- 51. Иван Иванович кавалер ордена “Трудового Красного Знамени”.

Тиунов и Владимир Мясоедов работали на автомобиле ЗИЛ -130, Анатолий Васильевич Огурешников после окончания автошколы работал в совхозе, многократно становился победителем, водителем-чемпионом.

Зинаида Семеновна Никифорова (Ковалик) на ГАЗ-53 возила на работу тружеников первой полеводческой бригады.

Николай Петрович Романов работал водителем директора совхоза и главы Майской администрации. Про него говорили: “очень хороший водитель, знающий и помогающий всем”. Все уважали его за чистоту в машине, аккуратность в поездке, помощь каждому пассажиру, терпение в ожидании работников и руководителей. Во время собрания руководителей, он делал мелкий ремонт внутри машины, читал книги, чистил детали, общался с друзьями-водителями.

Всех водителей объединяет настоящий   профессионализм своего дела, им приходилось работать в очень трудных условиях. Их имена вошли в историю района, республики, страны.

Стоит отметить, что завоз груза в Якутию до 1932 года осуществлялся конным, верблюжьим “транспортом”, оленьими упряжками. Гужевой транспорт двигался обозом только днём, рейс Большой Невер — Алдан длился 35-40 суток. В 1910-1916 год приложение колёсный тракт от поселка Рухлово (сейчас Сковородино) до прииска Якут на “вершине” Станового хребта. В 1928 году открыт сквозной проезд от станции Большой Невер до поселка Чульман, осенью по дороге впервые прошёл автомобиль. В 1930 году начинается пропуск первых автомашин на участке от поселка Чульман до города Томмота. В 1957 году открывается автомобильная дорога Большой Невер — Якутск, в 1963 году начинается реконструкция участка Томмот — Алдан. В 1970 году возводят железобетонные мосты через реки Алдан, Лютенга, Тамма, Менда.

На этом наше журналистское расследование завершилось. В заключение хотелось бы сказать о том, что память о работе сельских тружеников жива и она нужна нашим детям и нашей стране.

Нина ПЕРФИЛЬЕВА

Читайте дальше