Сегодня у детей есть много возможностей для занятия спортом и творчеством. Однако от этого ребятам и их родителям подчас только сложнее определиться. По мнению психологов, важно помнить, что при выборе секций нужно обязательно учитывать желание ребенка и не настаивать на своем выборе, иначе дополнительные занятия не пойдут на пользу.
Объясняем, сколько кружков может посещать ребенок и как правильно рассчитать нагрузку.
Дополнительные занятия для дошкольников
Пока ребенок не пошел в школу ему хочется играть и гулять. Однако от первоклассника уже ждут, что он сможет как минимум читать и считать. Чтобы дети чувствовали себя комфортно среди сверстников, необходимо подготовиться к школе.
Иногда у родителей может просто не хватать времени для самостоятельных занятий, поэтому на помощь приходят всевозможные подготовительные кружки. В этих секциях детей, как правило, учат считать до десяти и в обратном порядке, читать по слогам, правильно держать в руках ручку, знать алфавит и многое другое.
Если, по вашему мнению, занятий в детском саду недостаточно, вы можете выбрать одну из секций, например, неподалеку от вашего дома — сейчас их множество. Кроме того, при некоторых школах также есть различные курсы. Чтобы узнать о них подробнее, обратитесь к секретарю учебного заведения.
Кружки и секции для школьников
Заниматься школьникам в различных кружках в нашей стране можно абсолютно бесплатно. Узнать больше о том, где ведется набор в спортивные или творческие секции в вашем городе, можно на сайтах местного департамента образования или на региональном портале «Госуслуги».
«Интерес и любознательность — это то, что формируется на примере родителей и других членов семьи. Если у вас увлекающаяся, интересующая семья, то и ребенок не будет испытывать трудности в поиске интересов», — отмечают психологи.
Первоклассники — зона особого риска
В среднем адаптация к школе занимает от двух до шести месяцев, поэтому первоклассникам увеличивают число уроков постепенно и рекомендуют первое время ничем дополнительным не нагружать. Важно как можно больше оставлять из прежнего режима. Например, организовать дневной сон и выделять достаточное время на свободную игру, любимые занятия.
«Ближе к окончанию периода адаптации (4-6 месяцев) вам будет понятно насколько ребенок справляется с основной нагрузкой, как он себя чувствует, успевает ли отдыхать, играть, общаться с ровесниками. Если да, то тогда уже совместно с ним вы можете обсуждать дополнительные кружки и интересы», — уверены психологи.
Стоить иметь в виду, что вашему ребенку может быть достаточно основной нагрузки, которая появилась в школе. Важно учитывать состояние первоклассника, его физические и психические силы.
Как рассчитать оптимальную дополнительную нагрузку
По словам клинического психолога Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Сухаревой Анастасии Дементьевой, основными критериями для распределения нагрузки является наличие у ребенка свободного времени, когда он сам выбирает, чем хочет заняться. Например, лежать или играть.
«Это то время, когда он предоставлен сам себе и учится занимать себя сам. У любого ребенка должно хватать времени на прогулки, общение со сверстниками и свободное время», — убеждена собеседница.
Как понять, что ребенок перегружен
Есть ряд факторов, которые могут говорить о том, что организм и психика ребенка перегружена и нужно пересмотреть нагрузку. По мнению психолога, это, в частности:
- потеря интереса к делам и урокам;
- невнимательность и рассеянность;
- раздражительность;
- усталость и ухудшение настроения;
- потеря аппетита;
- проблемы со сном (не может долго уснуть, прерывистый сон, много спит, но не высыпается).
Даже если сверстники ходят на большое число дополнительных занятий, это не повод перегружать своего ребенка. Нет универсального числа кружков и секций, который может посещать школьник.
Учитывайте индивидуальные особенности
При выборе кружка нужно обязательно учитывать особенности каждого ребенка.
«Например, вы знаете, что ваш ребенок медлительный, ему нужно больше времени на выполнение заданий и так далее. Часто родители считают, что это нужно компенсировать каким-то спортом, где его научат делать все быстро. Мотивация понятна, они действительно хотят помочь, но скорее всего на таких занятиях он будет получать дополнительный стресс и появится еще одна область, в которой ребенок будет чувствовать себя неуспешным, хуже других», — считает Анастасия Дементьева.
Важно выбирать кружки не в противовес особенностям ребенка, а наоборот. Так, для «небыстрых» детей это может быть творчество, робототехника, программирование. Но и когда школьник активный, это тоже не всегда повод отдавать его в кружки с повышенной физической нагрузкой, где важна только скорость. Ведь если нервная система и так слишком возбудима, то занятия, которые еще больше «разгоняют» ее, будут не полезны.
«Таким детям как раз не хватает механизма «торможения», а это помогут формировать более спокойные, монотонные виды спорта, скажем, плавание. А кружки, где нужно быть невероятно сосредоточенным и неподвижным длительное время, таким детям не подойдут, это станет для них мучением», — уверена психолог.
Специалист рекомендует не переделывать собственных детей, а следовать за тем, в чем они сильны. Если ребенка постоянно кидать в противоборство, то в какой-то момент он не захочет ничего, так как у него кончатся силы и, как следствие, желание.
Нужно ли настаивать на своем выборе?
Если ребенку самому неинтересно, он не получает удовольствие, то возникает вопрос — для чего и зачем ему ходить в те кружки, которые выбрали родители. По мнению психолога, скорее, это даст обратный эффект.
«Задумайтесь о том, какие у вас установки относительно данного кружка. Например, «спорт — это полезно для здоровья». Но у ребенка может сформироваться противоположное отношение к спорту: «спорт — это наказание»», — пояснила собеседница.
Специалист убеждена, что если ученик меняет кружки и может говорить открыто, что ему скучно, неинтересно, не нравится преподаватель, то это совершенно нормально.
«Надоело» и «не хочу» — что делать?
Если школьнику не хочется или надоело ходить в определенные кружки, то в первую очередь следует выяснить, почему. Ведь причины могут быть самыми разнообразными — это и отсутствие интереса, и перегруз, и конфликт с преподавателем или другими ребятами.
«Важно учитывать и индивидуальные особенности ребенка, например, если он всегда тревожится, когда попадает в новое место, то ему нужно больше времени и дополнительная помощь для адаптации. Если ребенку сложно устанавливать контакт со сверстниками, это повод обратиться к специалистам за помощью, в частности, к психологу», — отметила Дементьева.
Следует быть внимательными к эмоциональному состоянию детей и их потребностям, ведь у них могут быть страхи неочевидные для родителей. Помните: нет универсального ответа на вопрос, сколько кружков должен посещать ребенок — все индивидуально.
Виталий Аньков/РИА Новости