Педагогические находки учителей Амги в память о наставнике

В честь доброй памяти отличника  Просвещения РСФСР  Марии Алексеевны Широких  прошли мастер-классы естественнонаучной направленности в стенах Амгинской средней общеобразовательной школы № 2 имени В.В. Расторгуева. Торжественная обстановка, посещение школьного музея и  творческое пространство для профессионального общения на улусном  конкурсе «Мой педагогический лайфхак», помогли педагогам поделиться своим позитивным опытом, педагогическими рекомендациями, приемами, методиками и технологиями.

По итогам конкурсных испытаний были определены лучшие.  Финалистом конкурса стала  Вера Сивцева, учитель Амгинской средней общеобразовательной школы №1 имени В.Г. Короленко. Мария Дьячковская, учитель Амгинской средней общеобразовательной школы №2 имени В.В. Расторгуева пополнила своё партфолио улусной грамотой со вторым местом.  Фелисату Абрамову, учителя  Чапчылганской средней общеобразовательной школы имени Ф. Лобанова члены  жюри поздравили с третьим местом. Специальной номинацией «Приз зрительских симпатий имени Широких Марии Алексеевны» была награждена Валентина Мясоедова, учитель Майской общеобразовательной школы имени Е.Л. Чистякова.

Конкурс был посвящен памяти педагогу, более 64 лет проработавшему в школе, учителю-наставнику. Мария Алексеевна из славного рода Широких, связала свою судьбу с Амгой. Неутомимая деятельность педагога-подвижника, наставника получила признание. Своей педагогической деятельностью учительница  сумела внести весомый вклад в развитие системы образования. Она не просто учила совокупности фактов и подходов, она прививала  своим ученикам безусловную веру в общественную важность занятий естественными науками. Собравшиеся педагоги с благодарностью вспоминали Марию Алексеевну и отмечали, что всегда  необходимо помнить своих наставников.

На улусном конкурсе прозвучало немало новых идей и мыслей. В своей работе учителя используют авторские дидактические игры, учащиеся вовлекаются  в разнообразную работу: выполняют индивидуальные задания поискового характера, работают группами.  В опыте учителей своеобразное преломление нашла методика работы с опорными конспектами: они не даются в готовом виде, а составляются с помощью обучающихся как итог урока или темы. Актуальной была тема, связанная со смысловым чтением на уроках.

«Символично, что в  Год педагога и наставника прошел методический конкурс, посвященный  Широких Марии Алексеевне — представителю педагогической династии Неустроевых-Широких, заслуженному учителю Якутской АССР, отличнику Просвещения РСФСР.  Мария Алексеевна всегда была внимательная к коллегам, делилась своими знаниями и опытом с  молодыми учителями,  в течение многих лет руководила методическим объединением, уделяя большое внимание повышению педагогического мастерства коллег. По стопам родителей в 1936 году поступила в Вилюйский педагогический техникум, а в 1942 году стала студенткой естественно-географического факультета Якутского учительского института.  После ВУЗа Мария Алексеевна по распределению была направлена в Амгинскую среднюю школу. Трудолюбивая, с твердым  характером и разносторонней эрудицией учительница смогла дать своим ученикам прочные знания по химии, биологии и географии. Ребята хорошо ориентировались по карте и глобусу, овладевали туристскими навыками и умениями, умели ухаживать за растениями на пришкольном участке. Учила детей любить и понимать всё живое, бережно относиться к богатствам нашей планеты. Терпеливая и талантливая она всегда была рядом со своими учениками. Добрые семена, посеянные ею, дали хорошие всходы: по всей республике, в различных отраслях народного хозяйства живут и работают её ученики — ответственные работники, мастера своего дела. В 2006 году по ходатайству  администрация Амгинской средней школы №1 им. В.Г. Короленко,   произошло очень значимое событие, пять  поколений педагогов Неустроевых-Широких с общим педагогическим стажем 443 года были награждены знаком Министерства образования Республики Саха (Якутия) “Династия педагогов Республики Саха (Якутия)”.  Это стало возможным для нашей семьи показать уникальный педагогический профессиональный маршрут, который проходит наша династия.  Прошло  пять лет после первого методического мероприятия посвященного Марии Алексеевне. Издана книга «Мария Алексеевна Широких  (1918-2018) . Дорога длиною в жизнь», которая пополнила  серию книг «Знаменитые люди Амги». Школьники и гости, интересующие историей сегодня могут посетить музейную комнату имени Широких Марии Алексеевны.  Время идёт, музейная комната пополняется   уникальными   личными вещами. Под руководством Саргыланы Владимировны Бучугуровой и юного экскурсовода Саймыыны Лыткиной экспозиции ожили. На днях состоялся муниципальный конкурс педагогов, он  показал, что учителя естественного цикла используют художественную и научно-популярную литературу, повышая эрудицию обучающихся. Например,  Валентина Ивановна Мясоедова получила приз  зрительских симпатий за свою любовь к чтению, за то, что её ученики познают географию мира не только по сухим схемам на карте, но и представляют всё изученное, читая отрывки из классических произведений с любовью подобранные учителем. А еще она использует современные гаджеты, приучает детей находить интересные ресурсы. Например, сайт «Флиппити» позволяет создавать интеллектуальные игры, по любой теме, а Еarth-gugl карта показывает любой уголок планеты во всём его великолепии! Попробуйте – не пожалеете!  Оксана Николаевна Семенова умело использует разработанные алгоритмы для быстрого  повторения материалов по химии. Вера Ивановна Сивцева стала победителем с яркими и познавательными дидактическими играми «Хим-айс» м «Блэк», которые можно использовать  на уроках, так и на переменах, отрабатывая названия химических терминов. Учитель биологии Мария Олеговна Дьячковская показала информационные тетради своих учащихся, где они рисуют схемы, отражающие взаимосвязи, происходящие внутри живых организмов. Фелисата Семёновна Абрамова рассказала об универсальной форме проведения любого урока «Интеллектуальный футбол». Являясь фанатом мирового футбола, учительница с изяществом молодости и знанием секретов игры, показала фрагмент урока-игры, где «нападающий» по прочитанному тексту из учебника задает непростой вопрос, а «защитники», «полузащитники» и, особенно «вратарь» отбивают «удар», быстро отвечая на вопрос или передают «мяч» (вопрос) игроку своей команды.  Все участники конкурса узнали, что  Наталия Валерьевна Окорокова, как настоящий Архимед может заинтересовать любого школьника своими эвристическим подходом. Педагог Ульяна Михайловна Аргунова  поделилась информацией, что для качественной подготовки к урокам использует журналы самоанализа школьных работ и шпаргалки к каждому заданию к ЕГЭ. Её  ученики показывают хорошие результаты сдачи экзаменов. Члены жюри с восхищением отнеслись к выступлениям педагогов. Любовь Васильевна Заварзина похвалила творческих учителей. Её воспоминания о годах учебы и работы с Марией Алексеевной, о работе к своей профессии воспламенила участников.  Эмма Валерьевна Давыдова отметила необходимость помнить своих наставников и выразила благодарность коллективу школы, директору Григорию Анатольевичу Карпову за достойное проведение мероприятия памяти Марии Алексеевны. Педагоги постоянно находятся в поиске новых  систематических  подходов.  Мы надеемся, что участники конкурса  будут  сотрудничать по увековечиванию памяти одного из старейших учителей естественных предметов нашего улуса, в изучении родного края, вовлечению учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, приобщению к решению задач имеющих историко-культурное значение.  Мы знаем, что работа по  развитию педагогической династии Неустроевых-Широких  поможет нам  объединить учителей улуса для  сохранения преемственности поколении и поддержки талантливых педагогов»,- поделилась  педагог  Алёна Валерьевна Доброскокина.

Нина ПЕРФИЛЬЕВА.

Читайте дальше