Упорство, труд и целеустремленность помогли Алгыстану Пестереву под руководством педагога Василины Валерьевны Неустроевой создать «Экологический сборник для школьников Амгинского улуса». На улусной научно-практической конференции «Фёдоровские чтения» Алгыстан говорил свободно, от всего сердца, что работы Василия Васильевича Фёдорова прочитал, проанализировал и они помогли ему проложить маршрут к экологическим знаниям.
Узнал о философии со смыслом, истории развития защиты «жемчужины Якутии». Считает, что его творческая работа сможет помочь в формировании экологического сознания не только учащихся Эмисской средней общеобразовательной школы имени В.М. Новикова-Кюннюк Урастырова, но и школьников Амгинского улуса. Страницы экологического справочника отправляют в путешествие по реке Амга, где можно старательно и душевно рассказывают об экологической работе Василия Васильевича Фёдорова и Ольги Петровны Ивановой-Сидоркевич, о флоре, фауне и научных исследованиях под руководством профессора Дмитрия Дмитриевича Саввинова, дают эко-советы и рассматривают проблемы экологии. Изучая работы Василия Васильевича Фёдорова, Алгыстан решается на раунд с учёным и предлагает образ родной природы воспринимать через мифическое восприятие мира. Изучать историю родного края с помощью фольклора, народной поэзии, сказок. Так как народные традиции направлены на формирование духовно-нравственного, эстетического отношения к природе, патриотизма, базирующегося на чувстве родства с окружающими ландшафтами. Изучение культурного достояния предков способствует сохранению традиций, в процессе создания экологических страниц и так же направлены на охрану природы. Восьмиклассник учится понимать вопрос взаимодействия культуры этноса и экологической культуры и с удовольствием делится своими знаниями.
«Перед тем, как написать справочник мы с Василиной Валерьевной проанализировали монографию Василия Васильевича Фёдорова “Формирование экологического сознания на примере Республики Саха (Якутия)” и выяснили, что проблема формирования экологического сознания очень актуальна. Большое внимание мы уделили разбору экосознания на уровне этноса. Очень понравились цитаты: “Любой этнос настолько “притерт” к своей географической среде, что его работа в мастерской природы приносит ему пользу, не разрушая среду… каждый народ, осваивая экологическую нишу и производя духовную культуру, оберегает живую планету. Защита планетарной жизни человека возможна, видимо, только через этносферу” и «Якуты не считают человека владыкой природы, а наоборот, у них есть поговорка «Человек земли соринка». Предки считали, что человек — часть природы и одновременно дитя природы. Состояние природы повторяется в разуме и в физическом теле человека. В учении Айыы признается самоценность природы, ее самодостаточность и не считается возможным вносить улучшения в нее». Мы бы хотели дополнить еще поверье нашего народа это наши природные стихии и наша семья: вода «эбэ» это наша бабушка, огонь «эьэккээм» это наш дед, земля «сир ийэ» это наша мать, небо «а5а халлаан» это наш отец, а мы их дитя, неотделимая часть. Это поверье нашего народа как ничто раскрывает суть формирования экологического сознания»,- делится Алгыстан Пестерев.
Нина ПЕРФИЛЬЕВА.