Вековые традиции искусства: спектакль «Сүктүү»

В Балетной школе состоялась премьера музыкально-хореографического спектакля «Сүктүү» (Благословенная ноша), посвященная Году семьи в РФ, Году Детства в РС (Якутия), 45-летию  Национального театра танцев им. Зверева и 10-летию ансамбля традиционной музыки «Кыл саха».


Жизнь любого человеческого сообщества протекает в пространствах, в соответствующих конвенциях, которые содержат и транслируют определенную систему ценностей. Традиционная обрядовая культура народа саха в разные исторические периоды формирует  выразительные средства языка искусства, систему духовных, бытовых ценностей.   


Уникальный коллектив Национального театра танца им. С.А. Зверева сделал следующий значительный шаг в претворении этнографических реалий. Так, Балетной школе состоялась премьера музыкально-хореографического спектакля «Сүктүү»  (Благословенная ноша), посвященная Году семьи в РФ, Году Детства в РС (Якутия). В шести содержательных картинах автор либретто и хореограф-постановщик Светлана Прокопьевна Бессонова успешно воспроизвела картины выданья замуж юной девушки (научные консультанты – доктор искусствоведения Ангелина Григорьевна Лукина, кандидат исторических наук Светлана Ивановна Петрова). Органичная, традиционная пластика сочеталась с современными постановочными движениями ярких персонажей в исполнении хрупкой и трогательной Ольги Ботуевой, надежного богатыря Петра Филатова, устрашающего шамана Георгия Уваровского, лихого хозяина дороги Семена Дьяконова. Яркое впечатление оставили харизматичные участники игр Дыгына – Эдуард Жирков, Владислав Эверстов, Дьулустаан Харлампьев, Семен Кузьмин. Также особого внимания заслужил танец девушек с «втрое сплетенными косами».  В сцене калыма жениха – танец изобильных «девяти белых кобылиц» грациозно исполнили учащиеся Балетной школ.

Пристальное внимание было обращено к сценическим костюмам. Автор эскизов − кандидат исторических наук С.И. Петрова опиралась на архивные материалы И.И. Георги (XVIII в), В.И. Иохельсона, М.М. Носова (XVII –XIX вв). Каждое одеяние и украшения невесты (натазник-кыабака, таҥалай сон, бастыҥа, туораах ытарҕa, бөҕөх) участники массовых сцен бережно выносили и сначала показывали зрителю.

Впервые в танцевальной форме Светланой Бессоновой были удачно поставлены сюжетные танцы девушек «Кылыгырас кыабака (Перезвон натазника),  «Үс суһуоҕу өрүү» (Втрое сплетенные косы) и «Сүктүү үҥкүүтэ» (Свадебный танец). Тойук в обряде одевания невесты и ее отъезда исполнила Алиса Долгунова (текст Эллы Соколовой).

Отдельно необходимо отметить авторов музыки Анну Томскую (рук. этнического ансамбля «Кыл саха») и Афанасия Томского. При создании музыки, опытные высокопрофессиональные музыканты Томские опирались на научно исследованные интонационно-ритмические особенности приленской эпической локальной традиции  выдающегося абагинского импровизатора Устина Нохсорова (преемника олонхосута Т.В. Захарова-Чээбия), и болугурского сказителя Алексея Агапова. Апофеозом спектакля стал кульминационный момент  − исполнение торжественного танца «Сүктүү үҥкүүтэ», которое Томские в полной мере наполнили мотивами орнаментальных трехдольных распевов приленской локальности (дирижер-постановщик Николай Петров). В молодежном танце фрагмент якутской народной песни был заимствован из репертуара замечательной эмисской исполнительницы Марии Егоровны Степановой. Звучание состава национальных инструментов с эпическими отголосками прошлого привнесли в действие важного обряда – возникновения новой семьи, ожившие красочные мотивы.  Художественное  оформление сценографии осуществила Екатерина Шапошникова. Сочетание в ритуально-обрядовом спектакле «Сүктүү» архаичных эпических мотивов в исполнении национальных музыкальных инструментов, народной хореографии, одевание невесты – это  символ взаимодействия интерактивного временного пространства. Авторы спектакля создали многовековую атмосферу, в которую зритель может с интересом погрузиться.

Виктория  ГРИГОРЬЕВА,

кандидат искусствоведения.

Фото – Николай Павлов

Читайте дальше