Что изменилось в жизни водителей с приходом осени?

В России с 1 сентября начали действовать изменения в Правилах дорожного движения (ПДД). Теперь за ряд нарушений и лишние предметы в машине сотрудники ГИБДД начнут штрафовать водителей. Кроме того, автовладельцев будут наказывать за использование шипованной резины летом и за поездки на летних покрышках зимой. Ранее такой запрет уже существовал, но не предполагал никакой ответственности, теперь же за несоблюдение установленных требований придется заплатить 500 рублей.

Объясняем, какие еще пункты вошли в обновленный перечень неисправностей транспортного средства и чем нельзя пренебрегать, если не хочешь получить лишний штраф.

Все равно тебе водить!

Проект постановления Правительства, расширяющий перечень условий, при которых запрещено пользоваться транспортными средствами, был подготовлен еще в сентябре 2020 года, но с того времени неоднократно переписывался. Затем работу над ним временно приостановили, и продолжили лишь в 2022-м. Так, отныне водители не имеют права ездить летом на зимней резине, а зимой — на летней. Мера распространяется на все легковые автомобили, а также грузовики массой до 3,5 тонны.

Как подчеркнул начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников, специалисты регулирующих органов и представители власти в ходе создания документа в первую очередь основывались на обеспечении безопасности дорожного движения во всех сферах. По его словам, аварийность с участием транспорта с техническими неисправностями в стране за последние годы заметно снижается.

Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин отметил, что требование по соблюдению сезонности резины в законодательстве существует не первый год, но ранее инспекторы не могли оштрафовать водителя, который не желает вовремя «переобуваться».

Исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева пояснила, что зимние и летние шины существенно отличаются друг от друга, в том числе составом резиновой смеси, рисунком протектора, поскольку призваны обеспечивать сцепление автомобиля с дорогой в разных климатических условиях, поэтому автомобилистам следует своевременно менять их.

«Наряду с другими факторами шины играют важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения. Требования по сезонной смене шин начали действовать в России еще в 2015 году, когда вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Но штраф за несоблюдение указания вводится только сейчас. Конечно, если есть обязательные правила, обусловленные вопросами безопасности, должны быть и меры воздействия, стимулирующие водителей исполнять их», — уверена собеседница портала.

По словам генерала Черникова, зимних «липучек» (или фрикционных шин, без металлических шипов), этот запрет не коснулся, поскольку они негативно на покрытие дороги не воздействуют. «Отстранять за эксплуатацию «липучки» никто никого не будет. Ее использование не является условием, при котором запрещается движение», — заявил он.

Чиновник добавил, что использование такой резины более эффективно в холодный период, поскольку летом она сильнее изнашивается. В целом, если водитель устроил ДТП, то органы будут рассматриваться ситуацию комплексно, включая техническое состояние автомобиля и данные о стоявших на нем шинах.

Овчинка стоит выделки

Антон Шапарин уточнил, что введенный запрет на эксплуатацию несезонных шин вполне оправдан. Однако этот пункт следует выделить в отдельную категорию. Сегодня в обновленном перечне запрет езды на неподходящих шинах находится в одном ряду с неисправностями, которые инспектор ГИБДД не сможет проконтролировать в ходе движения автомобиля. При этом в России нет статистики, отражающей реальные цифры касательно того, сколько водителей вовремя не меняют зимнюю резину на летнюю и наоборот, утверждает вице-президент НАС.

Согласно действующему законодательству, автовладельцы, эксплуатирующие транспортные средства с неисправностями, получат штраф в размере 500 рублей. При оплате в первые 20 дней с момента вынесения постановления можно получить скидку в 50%, то есть заплатить всего 250 рублей. К тому же инспекторы ГИБДД, обнаружившие нарушения, не имеют права отправить машину на штрафстоянку. Опрошенные порталом эксперты сходятся во мнении, что столь незначительная сумма не остановит нарушителей, поэтому регулирующим органам следует пересмотреть систему штрафных санкций.

Так, капитан ГИБДД в отставке, основатель общественного проекта «Подслушано о ДПС» Валентин Ильинов привел в качестве примера успешной борьбы с нерадивыми водителями запрет на тонировку лобового стекла. По его словам, ранее за подобное нарушение этого требования инспекторы снимали с автомобиля регистрационные знаки.

«Когда водитель устранял неисправность, ему разрешалось забрать номера. Благодаря этому в России в кратчайшие сроки исчезли автомобили со сверхнормативной тонировкой. Понимаете, большая часть нарушителей, к сожалению, исправляется, лишь когда чувствует необратимость наказания и надвигающиеся штрафные санкции. На мой взгляд, чтобы система работала, нужно немного изменить подход к наказанию. Например, за первое несоблюдение требований выписывать автовладельцу незначительный по сумме штраф, а за повторные — кратно увеличивать его», — уверен Ильинов.

Вице-президент НАС Антон Шапарин скептически высказался о составлении протокола за езду на несезонной резине, ведь для этого ведомство должно располагать значительным количеством сотрудников. Тем не менее эксперты сошлись во мнении, что для выявления нарушителей на дорогах инспекторы ДПС будут проводить усиленные рейды в межсезонье.

Что еще важно знать?

Согласно нововведениям с 1 сентября 2023 года водителям, помимо езды на несезонной резине, нельзя использовать в фарах свет, класс которого не соответствует документации. Речь идет об использовании нештатных ксеноновых и светодиодных ламп. Им также запрещается ездить с неработающей антиблокировочной системой тормозов (ABS). Планируется, что определять это инспектор будет по индикатору на панели приборов. Кроме того, автовладельцам придется следить за расположением планшетов, видеорегистраторов и других предметов на лобовом стекле, ограничивающих обзор. В обновленном перечне более подробно сформулированы и виды неисправностей систем питания и выпуска отработавших газов.

Комментируя изменения в ПДД, президент Союза автоэкспертов и оценщиков Олег Амиров отметил, что антиблокировочная система тормозов крайне важна для обеспечения безопасности автомобиля. Она позволяет сохранять устойчивость в условиях аварийного торможения и не допускает блокировки всех колес. Особенно это актуально в зимнее время года и на покрытиях с плохим сцеплением колес. Однако бюджетные модели не оснащены этой опцией.

«Если на законодательном уровне установку ABS введут во всех классах автомобилей, то производители займутся оснащением транспортных средств антиблокировочной системой. В целом нам понадобилось почти семь лет, чтобы разработать обновленные ПДД. Пока штрафные санкции невелики, но, по моему мнению, инициатива будет развиваться по нарастающей и совершенствоваться», — резюмировал Амиров.

Вместе с тем, с 1 сентября 2023 года ряд ранее существовавших требований исключили из перечня условий, запрещающих эксплуатацию автомобиля. Так, водителей не смогут привлечь к административной ответственности за отсутствие в машине медицинской аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки.

Алексей Куденко/РИА Новости

Читайте дальше