Телефонное мошенничество – одна из самых распространенных форм преступности в современном мире. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, где рискуем стать жертвами обмана, будь то дома или на работе. О том, как не попасться на удочку аферистов и обезопасить себя, рассказывает прокурор Амгинского улуса Михаил Николаев.
«Благодаря современным технологиям появились новые способы передачи информации, многие процессы стали удобнее и доступнее. Благодаря этому возникли новые правонарушения, ставшие возможными исключительно в информационный век. Количество и разнообразие таких деяний растет с каждым днем. Люди, не обладающие специфическими и профессиональными знаниями в области информационных технологий, легко становятся жертвами информационных преступлений», — рассказывает старший советник юстиции.
Несмотря на то, что аферисты каждый день придумывают новые схемы обмана, существует несколько ключевых признаков того, что по ту сторону трубки – мошенник. Прокурор Амгинского района Михаил Николаев перечислил пять основных.
- На вас выходят сами. Кто-то сам вам звонит (пишет письмо, присылает ссылку и так далее). Вне зависимости от того, кем он представляется, – сотрудником банка, полиции, магазина, братом миллионера из Нигерии – и чего он хочет, надо быть осторожным. Помните: если кто-то незнакомый звонит вам, значит ему что-то нужно. Вопрос: что?
- Разговор касается денег или вашей банковской карты. Важно помнить, что у мошенников единственная цель – ваши деньги. Ключ к ним – банковская карта. Жулики либо вынуждают человека самого отдать деньги, либо выуживают у него информацию (например, данные карты), которая позволит эти деньги украсть. Если вас просят перевести деньги на некий счет, заплатить налог, бронь, штраф, внести залог, аванс или совершить другие действия, связанные с денежным переводом или раскрытием данных карты, – это скорее всего мошенники.
- Делают супервыгодное предложение или пугают. Вам делают эксклюзивное предложение: щедрые выплаты, призы, невероятно привлекательные условия по кредитам и депозитам, инвестиционные продукты, обещающие огромную доходность. При этом вас убеждают, что нельзя упускать шанс получить сразу много денег, надо обязательно использовать уникальную возможность. Противоположная схема – вас пытаются запугать: деньги вот-вот украдут, спишут со счета, вы лишитесь потенциального дохода. Имейте в виду, что у мошенников всегда заготовлены ответы на возможные вопросы. Поэтому даже не пытайтесь вступать с ними в беседу, ведь чем дольше вы беседуете, тем крепче вас «подсаживают на крючок».
«Помните, если вам обещают многое, требуя взамен малое, то вы лишитесь либо малого, либо всего, что есть на карте, но так и не получите ничего взамен», — предупреждает прокурор.
- Морально давят, требуют принять решение немедленно. Мошенники работают с большим количеством людей. Им некогда долго возиться с каждым в отдельности. Кроме того, их задача – не дать жертве опомниться. Поэтому они всегда требуют от человека быстрого принятия решений, действуют уверенно и агрессивно. Если вы чувствуете, что на вас давят, угрожают, ставят условие сделать покупку, совершить транзакцию «либо сейчас, либо никогда» – прерывайте общение. Это точно мошенники.
- Запрашивают информацию о банковской карте. Банки обязаны отслеживать подозрительные операции со счетами своих клиентов. Если у банка возникает подозрение, что совершается несанкционированная операция, его представитель может связаться с владельцем счета и уточнить, действительно ли он совершает эту операцию. Владелец счета должен только подтвердить или не подтвердить операцию – на этом общение заканчивается. Мошенники же начинают выуживать разные данные: коды из СМС, номер карты, трехзначный код на ее обратной стороне, ПИН-код и так далее. Важно помнить, что настоящий сотрудник банка никогда и ни при каких обстоятельствах не будет запрашивать у человека данные его карты. Если кто-то пытается это сделать, прервите разговор – вы общаетесь с мошенником.
Что делать, если вы перевели деньги мошенникам
Если вы перечислили деньги на карту мошеннику, вернуть их может быть сложно, однако шансы это сделать все равно есть. В первую очередь для этого нужно обратиться на горячую линию вашего банка с просьбой отменить перевод. Это можно сделать в чате поддержки в приложении или позвонив в банк. В большинстве случаев банк вправе отказаться это делать, поскольку с его точки зрения, перевод был совершен добровольно — а значит, отменить его нельзя. В таком случае можно написать заявление в полицию с требованием найти преступника и вернуть деньги, а впоследствии — обратиться в суд с гражданским иском.
«Уважаемые жители и гости Амгинского района, старайтесь следовать вышеперечисленным простым правилам, проявляйте бдительность и вы сможете обезопасить себя», — добавил Михаил Николаев.
Татьяна Феоктистова.