История семьи известного попечителя Амгинского улуса, Почетного гражданин Амгинского улуса Евгения Леонидовича Чистякова, чье имя сегодня носит Майская средняя общеобразовательная школа и улица в селе Покровка перекликается с историей не только совхоза «Амгинский», но и страной. Небольшой дневник прочувствованного, прочитанного — о Евгении Леонидовиче, через воспоминания родных, друзей и коллег.
Его отец Леонид Александрович Чистяков в двадцать три года был направлен на работу в далекую Якутию. Семья до этого проживала в деревне Бирюлево Московской области. Мама Евгения Леонидовича была родом из села Черновского, Шабалинского района, Вятской губернии. С юных лет она знала, что женщина должна посвятить свою жизнь рождению и воспитанию детей, заботам о муже и бережливому ведению хозяйства.
Назначенный заместителем директора Амгинского зерносовхоза Леонид Александрович прибыл апрельским вечером 1940 года в Майский наслег с беременной женой и четырёхлетним сыном Святославом, в распоряжение директора Понамарева. 29 октября родился сын Евгений. В феврале 1942 года Леонид Александрович получил новое назначение, и семья выехала в Нюрбу.
«Женя прекрасно засыпал под «Колыбельную» из кинофильма «Цирк». Я старше Жени на 4 года. Поэтому временами с ним водился, был лидером, в какой-то степени. Это иногда имело плачевные итоги. Например, в Покровке, когда Жене было меньше годика, я любил залезать в его кроватку и вместе с ним раскачивать её (на дугах, которые были вместо ножек). Одно из таких раскачиваний закончилось тем, что кровать перевернулась, Женя получил синяки, да и ограждение кровати сломалось. Он был очень спокойным и невозмутимым мальчиком. Временами у него появлялись неожиданные желания и решения. Например, в Нюрбе, когда ему было около трёх лет, в 30-градусную жару он потребовал у мамы заячью дошку, т.к. ему было очень жарко. После небольшого спора мама эту доху надела на него. Женя сел во дворе на брёвна, посидел минут двадцать и заявил, что вот теперь ему не жарко. Такого рода поступки только кажутся окружающим неожиданными, на самом деле мой брат вырабатывал черты характера: совестливость, решительность, умение преодолевать трудности. В Нюрбе, зимой 1944 года мама усадила Женю в санки и просила меня покатать его. Я же решил впрячь в эти санки дворовую собаку. Но собака никак не хотела тащить сани. Тогда я науськал её на прохожего. Пёс с лаем бросился в калитку. Женя при этом больно ударился о косяк »,- вспоминал его старший брат.
В 1943 году зерносовхоз «Амгинский» был упразднен и передан в Главное Управление Северного Якутского морского пути (ГлавСЯМП), а в 1945 году Леонид Александрович принял дела у директора подсобного хозяйства Василия Ивановича Чернакова. Много работает, в семье подрастают дети, сыновья Слава и Женя и дочь Луиза. В 1947 году под его руководством совхоз впервые стал участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве, получив по 16,7 центнера хлеба с 1 гектара. В 1948 году зерносовхоз «Амгинский» перешел в систему Министерства пищевой промышленности Якутской АССР из системы Главсевморпути на основании распоряжения от 1 октября 1948 года :«Утверждены директором – Леонид Александрович Чистяков, старшим агрономом-Максим Иванович Жижила, главным бухгалтером- Валентин Михайлович Спасский». Слава и Женя учатся в Майской семилетней школе, Луиза посещает детский сад. В 1950 году семья переезжает в город Якутск, Леонид Александрович получает назначение и начинает работать заместителем министра пищевой промышленности Якутской АССР.
«В Якутске мы учились в разных школах. А затем я учился в городе, а Женя — в Мархе. Но он ждал меня на выходные, чтобы пообщаться, поиграть в футбол, сыграть в «чику» на деньги, которые он копил неделю. Мама нам это разрешала. Летом мы много работали на огороде, ходили за ягодами и грибами. В этих делах у нас было достаточно полное понимание и согласие. В Мархе, когда ему было 12 или 13 лет, Жене вздумалось искупаться в речке, которая только что освободилась ото льда. Доводы, что вода очень холодная не помогли. Попробовав ногой воду, поколебавшись, с возгласом: «Эх, смерть, так смерть!», он всё же бухнулся в ледяную воду. Затем долго пил чай, тепло одевшись»,- вспоминает старший брат Станислав.
И через пять лет в семье, которая была счастлива, поселяется беда. Мама с младшим сыном и дочерью уезжает к своим родителям в Кировскую область, село Черновское. Это нельзя было назвать путешествием, подросток понимал. А в январе 1955 года дети остаются без ласковой, всё понимающей, родной и близкой мамы. Очень ждал отца, но он не приехал. Не успевая отойти от горя, четырнадцатилетний Евгений и одиннадцатилетняя Луиза возвращаются к отцу в Марху, где их ждет новая жена отца.
«Из Черновского в Якутск. Волей судьбы, мы с мамой временно проживали на Вятской земле. В январе 1955 года мама умерла. И вот, в июне Жене и мне предстояло самостоятельно добраться до Якутска. Чья это была идея отправить одиннадцатилетнюю девочку и четырнадцатилетнего мальчика в такое далекое и опасное путешествие? Почему нас не сопровождал дед? Почему не выбрали более простой и быстрый способ – через Москву самолетом? Теперь на эти вопросы никто не даст ответа. Ну, и наконец, о самой поездке. До железнодорожной станции нас довез дед, купил билет, посадил в поезд, и мы поехали! Помню, как пассажиры в поезде интересовались, почему мы одни. Я была эмоциональной девочкой, Женя же, напротив, очень спокойный, выдержанный мальчик, который охлаждал мой пыл. Приехали мы на станцию, вышли из поезда, кругом тайга, маленький, деревянный вокзал. Нас кто-то должен был встречать, чтобы отправить дальше, но нас никто не встретил. Мы пошли в здание вокзала, там было почти пусто, сели на скамейку, сидим, ждем. Денег, разумеется, у нас не было совсем. Вероятно, что дед что-то дал Жене на питание, но у нас уже ничего не осталось. Вдруг объявляют: «Дети Чистякова, обратитесь к дежурному по вокзалу!»- что мы и сделали. Ночь мы провели в какой – то комнате, Женя купил поесть (видимо ему дали денег). Я помню, он купил плавленые сырки- было очень вкусно. Вообще-то мне запомнилось, что весь период нашего путешествия мне очень хотелось есть, Жене наверное тоже, но он молчал. Следующий бросок: Тайшет-Лена. Вот уж где мы натерпелись. Разумеется, у поезда нас никто не встретил, и мы отправились на речной вокзал. Денег опять нет, а кушать хочется. Женя купил пучок дикого лука, и мы его съели, наверное, с хлебом, а может, и нет. Приближалась ночь, на речном вокзале сесть было некуда, мы легли на пол, прижались друг к другу и уснули. Так и провели ночь на полу. Утром любопытный народ заинтересовался: «Куда это дети самостоятельно направляются?» Мы все честно рассказали. Один из мужчин оказался избирателем нашего папы в Верховный Совет ЯАССР. Потом, в зале появились женщина и мужчина, которые, что-то искали, оказалось нас! Они отвели нас на квартиру этой женщины. Помнится, она мне помыла голову и накормила нас. На утро мы сели на пароход, правда билеты были палубные, вероятно других не было в продаже! Но эта женщина договорилась с капитаном, и нас поселили в каюту на одну полку. Вот так мы и плыли по красавице Лене. Сколько дней мы были в пути, я не помню, должно быть много. Уставшие, немытые, голодные мы приплыли в речной порт города Якутска. Нас встретил папа, он поблагодарил капитана парохода. Да, папа встречал нас с женщиной, она работала в Мархе детским врачом. Мы подумали, что папа ее просто попросил встретить нас, но дома она вела себя как хозяйка. Женя вышел во двор, сел на бревно и заплакал, я села с ним рядом. Вышел папа и сказал, что это наша новая мама. На что Женя ему ответил: «Мама у нас одна!» И началась наша новая жизнь уже без нашей мамы. Но это — уже другая история нашей семьи»- вспоминает сестра Евгения Леонидовича.
Уступив воле отца, в августе месяце пятнадцатилетний Евгений поступает в Якутское речное училище на судоводительское отделение, на полное государственное обеспечение. Курсанту Чистякову выдают обмундирование, предоставляют питание и проживание в общежитии.
«Судоводительское отделение в те годы было одно из самых сильных отделений в училище, набирали по две группы, конкурс при поступлении был очень большой. Основной костяк преподавателей училища составляли опытные речники, прошедшие не одну сложную навигацию. Учился он хорошо. Многие преподаватели отмечали его целеустремленность и дисциплинированность при изучении специальных дисциплин»,- вспоминала Галина Александровна Деревцова.
В 1957 году вновь возникает проблема огромная, болезненная, умирает Леонид Александрович, ему было 41 год, семнадцатилетний Евгений понимает, что он сирота. Опекунство над несовершеннолетней сестрой берёт старший брат Станислав, к тому времени Луиза уже жила в его семье. Старший брат не смог приехать и попрощаться с отцом, поддержки казалось, нет, нахлынула обида, которая с годами утихла. Евгений Леонидович смог восстановить равновесие, переориентировался на учебу, чтение книг. Научился управлять эмоциями, чувствовать, признавать и направлять свою энергию на самовыражение, гармонию.
В 1959 году молодой человек успешно окончив Якутское речное училище, получив две специальности «судоводитель» и «судомеханик». Устроился на Жатайский судоремонтно-судостроительный завод , где курсантом проходил практику, третьим помощником капитана теплохода «Кронштадт». Затем капитаном-помощником механика судов. С 1964 году — капитан речного судна «СТ-908». Основная капитанская биография связана с буксиром плотоводом «Камчатка», куда Евгений Леонидович пришёл в 1968 году и покинул капитанский̆ мостик в 1975 году. Евгений Леонидович относился к разряду командиров флота, которые не только сами были прекрасными судоводителями, он всегда оставался неравнодушным к тем, кто делал первые шаги в овладении профессиональными навыками. С 1975 по 1980 годы возглавлял партийную организацию Жатайского судоремонтно-судостроительного завода . В 1980 году был приглашен на работу инструктором в отдел транспорта и связи Якутского областного комитета КПСС. В 1981 году окончил Высшую партийную школу. Был назначен руководителем Жатайского судоремонтно-судостроительного завода. Завод состоял в подчинении Северо-Якутского речного пароходства Главсевморпути, позднее переименованного в “Ленское объединённое речное пароходство”, где Евгений Леонидович проработал до июня1987года. Затем вновь первый секретарь Октябрьского райкома КПСС Якутска, затем лидер коммунистов Верхнеколымской районной партийной организации, а потом председатель райсовета этого же района. С 1990 года по 1994 годы — председатель Государственного комитета по транспорту и связи, заместитель, первый заместитель министра информатики, связи и транспорта Республики Саха (Якутия).
С декабря 1994 года по 1998 год президент акционерной судоходной компании «Ленское объединенное речное пароходство». С 1998 года по февраль 2010 год генеральный директор ОАО «Ленское объединенное речное пароходство». Незаурядные способности организатора, производственника ярко проявились в период работы секретарём парткома завода, инструктором отдела транспорта и связи обкома КПСС, первым секретарём райкомов. Работа в обкоме партии стала хорошей школой познания экономики республики, что помогало решать проблемы транспортного комплекса. Дальнейшая деятельность в Госкомитете по транспорту и связи, министерстве транспорта, на должности Министра транспорта и связи РС (Якутия) и связи. Евгений Леонидович относился к разряду командиров флота, которые не только были тружениками-судоводителями, но и были наставниками тем, кто делал первые шаги в овладении нелегкой профессией речника.
Личный вклад Евгения Леонидовича Чистяков в социально-экономическое развитие Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) оценен по достоинству. Он является кавалером орденов Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Почетным работником транспорта России, кавалером ордена Республики Саха (Якутия) «Полярная звезда», Заслуженным работником народного хозяйства Республики Саха (Якутия), награжден медалью «За строительство Байкало – Амурской магистрали» и юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту».
Светлое имя Евгения Леонидовича Чистякова увековечено на мемориальной доске на фасаде здания ЛОРП, памятном камне на Аллее капитанов в поселке Жатай. Его имя присвоено Майской средней общеобразовательной школе и улице в селе Покровка Амгинского улуса, танкеру «ТО-1400». На месте захоронения Е.Л. Чистякова в городе Москва на Черневском кладбище поставлен памятник и надгробная плита. В памяти и сердцах своих родных, друзей и коллег он остался внимательным, мудрым и порядочным человеком, умеющим работать на перспективу, настойчиво добивающимся поставленных целей.
Нина Перфильева.