Малый архивный «клад» амгинских Бушковых и не только

Перед нами пожелтевшая фотография или история Амгинского улуса?  История, что стоит за этим архивным документом — серьезна, поучительна и трогательна.

Начнем с того, что недавно прошли Дни связанные с историей, музеем, культурой. Наша страна стремится рассматривать факты собственной истории. Амга-это и край потомков свободолюбивых пашенных крестьян, хранителей традиции. В библиотеке, Амгинском музее истории  гражданской войны в Якутии хранятся труды и документы, республиканские учёные —историки и краеведы наших наслегов делятся с нами своими исследованиями. Считанные страницы рассказывают о развитии Амгинской Слободы, вернее, о влиянии православия на данный процесс. Публикуемый наш краткий рассказ – свидетельство, интересен читателю-верующему потому, что ему данные факты  поближе. Предлагаемые вниманию выдержки из воспоминаний  людей почтенных Государевым доверием. Они оставили нам очерки, в них рассказы о Амгинской слободе, её людях, их труде. Деревянная церковь, избы, погосты запечатлены в воспоминаниях государевых людей, известных нам как писатели, исследователи, священники. Мы используем источники личных воспоминании, наблюдении и архивные данные. Очень радует, когда слышишь от жителей Амгинского улуса, «здесь мой прадед был священником», «здесь моего отца крестили ив Покровском музее хлебопашества хранятся его метрики», «на этой фотографии мой дед».

Фотографии, которые привлекли  наше внимание, очень близки,  семье Бушковых, а конкретно Альбине Юрьевне Егоровой(Бушковой). Её семья вошла в летопись Амгинского улуса, данная фамилия стоит нашего интереса. История семьи уносит нас в 1760 год, который был неурожайным  в Якутском уезде. Якутское воеводская канцелярия всегда твердо выполняла указания Иркутской канцелярии. Указом Иркутской канцелярии от 23 февраля 1761 года, Якутской воеводской канцелярии поручалось выяснить, «для чего и какой ради причины» отстали в хлебопашестве крестьяне Олекминского острога и Амгинской Слободы. По решению воеводы М. Черкашенинова от 25 июля 1765 года восемнадцать семей были отправлены из Амгинской слободы в Олекминский острог. Яркие краски Ленского раздолья не произвели большого впечатления и через четыре года Бушковы вернулись в слободу. Жили только Амгой, здесь им казалось, дышится свободно и глубоко. Они опирались на знания жизни, да на свою неистощимую выдумку (предлагаем присмотреться к фотографии). Так же известно, что в списках поселенцев  Якутской воеводской канцелярии от 12 апреля 1772 года значится Яков Бушков. Жительнице Амги Алёне Валерьевне Доброскокиной удалось пообщаться с Альбиной Юрьевной Егоровой (Бушковой). Она поделилась с ней информацией, которую содержит фотография знакомая многим амгинцам. Альбина Юрьевна рассказала, что «эта фотография есть в Амгинском музее. Она была на стенде у Амгинского сельсовета.  Помните? Автор этой фотографии Василий Семенович Бушков. У церкви стоят наши прадеды Бушковы. Здесь прабабушка и дед Семён Кузьмич, он на переднем плане. Прабабушка в белой блузке и белом платочке, она в «положении». В коляске лежит ребенок, это моя мама-Лидия Васильевна Бушкова, 1927 года рождения. Мама рассказывала, что когда горела церковь (Амгинская Преображенская церковь) в два часа ночи, мои прадеды тушили её, таская вёдрами воду из озера». В воспоминаниях Альбины Юрьевны мы узнали, что доктор филологических наук, главный научный  сотрудник сектора грамматики и диалектологии Института гуманитарных исследовании и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Николай Николаевич Ефремов её брат (Бушков Семён Кузьмич его дед).

«25 декабря 2023 года пресс-служба Якутской епархии сообщила, что впервые в современной российской  лингвистике готовится  к изданию Словарь библейских и богословских терминов на якутском языке. Архиепископ Якутский и Ленский Роман встретился с сотрудниками переводческого отдела епархии Саргыланой Афанасьевной Леонтьевой, Николаем Николаевичем Ефремовым и Е. Бютель. В ходе совещания его участники обсудили программу заключительных действий по работе над словарем библейских и богословских терминов на якутском язык. Подобное издание станет первым в истории Якутской епархии и реализуется под патронажем Института Библии в Москве»,- поделилась информацией Алёна Валерьевна Доброскокина. Также Алёна Валерьевна рассказала, что идет подготовка к юбилейной дате — 200летию Амгинской Преображенской церкви. Здесь идет речь о престоле, который был возведен в 1824 году. Если следовать информации полученной нами от известного историка, 279 лет назад амгинские прихожане молились почитаемой иконе в своем храме, а 344 года назад  каждый из них  видел в лучах утреннего солнца свою часовню. Какие бы не были даты, главное привлечь внимание общества, попытаться соединить два мира, помочь им встретиться друг с другом. Мир светской христианской культуры и мир церковного богословия. Верующие желают показать свои огромный мир молитвы, мысли, поэзии Литургии, богословия и философии, от Моисея до оптинских старцев, от апостолов до Иоанна Кронштадтского — это мир, где они живут.

Известно, что на территории современного Амгинского улуса по данным историков республики и краеведов, на 1908 году  было три действующих прихода, а в 1911 году-четыре.

Немного музейных заметок о православии на левом берегу Амги подарим нашим уважаемым читателям. Воевода Ф. Бибиков для принятия христианской веры местными жителями в 1679 году в Амгинскую Слободу  отправил попа Анисима Петрова и в 1684 году священника Бориса Фёдорова, чтобы они повели крещение местных жителей-русских и якутов. Население росло, и появилась необходимость строительства церкви. Государство заботило воспитание и обучение детей, и это тоже наша национальная традиция. Кандидат исторических наук Шишигин Егор Спиридонович в своей книге «Распространение христианства в Якутии» сообщил, что  в 1680 году в Амгинской Слободе была построена часовня Якутской воеводской канцелярией, для крещения амгинцев, чтобы им выделить пашни для выращивания зерновых культур. Часовня сгорела и 10 декабря 1742 года иркутский епископ Иннокентий III (Нерунович издал указ о возведении церкви, которая была построена в 1745 году. Священником был определен Евсевий Стефанов, служил до 1757 года.  Штат священников был увеличен в 1772 году. Прибыл священник Дмитрий Гоголев (служил до 1793 года). Участник Морской экспедиции капитана И.И. Биллингса (1785-1791 гг.), лейтенант Гавриил Андреевич Сарычев, своем дневнике упоминает, что «На четвертый день пути в ста шестидесяти двух верстах от Якутска приехал я в Амгинскую слободу, достойную примечания потому, что прежде было в ней Алданское воеводство. Стоит она на пространном поле, по левую сторону реки Амги, в двух верстах от оной. Строение в слободе: церковь и двадцать дворов, принадлежащих русским поселенцам из крестьян». На 1795 год в Амгинском  приходе проживало 2955 человек. В 1796 году священником назначен Никита Винокуров. В 1818 году священник Алексей Дьячковский Спасской церкви обратился с ходатайством к епископу Иркутскому и Нерчинскому Михаилу (Бурдукову) с просьбой благословить  строительство нового храма. В 1819 году было получено разрешение архиерея на строительство. «Церковь… располагалась на месте нынешнего музея, только несколько поперек», — читаем воспоминания Семена Неустроева в газете №27-2 «Амма олоҕо» от 6 марта, 1997 года. Священник и прихожане смогли собрать на строительство новой деревянной церкви 21462 рубля 34 копейки, а для окончательной отделки храма дополнительно Алексей Дьячковский  вложил собственные средства в размере 3000 рублей. В 1824 году был построен новый храм, купола блестели на солнце с крестами, в верхней  части церкви имелись узкие и продолговатые, закругленные окна. Алтарь в своем убранстве «светился»,  являясь местом службы священника, откуда разносилось его громкоголосое пение. На клиросах пели члены семьи священника. Амгинцы увидели трехъярусный иконостас с колоннами  из позолоты, иконы в серебряных и вызолоченных  ризах, серебряные кресты и вызолоченный ковчег. Иконы были написаны Верхнеудинским  мастером  Мурзиным, за 10000 рублей. Церковь имела шестое благочиние, была двухпрестольная: главный летний престол во имя Преображения Господня и второй зимний во имя святителя Иннокентия первого Епископа Иркутского. В восточной части каждого из них располагался иконостас. В 1854 году священник Алексей Дьячковский  потерял зрение и его сын Георгий Дьячковский  был рукоположен во священника. В 1847 году построили колокольню на паперти с витой лестницей и установили два больших колокола и три маленьких. Малиновый звон раздавался на всю округу. Здание церкви имела ограду, где был с восточной стороны погост.  Священнослужители жили в домах, которые им построили прихожани.10315 прихожан церкви являлись русскими переселенцами, жителями Бетюнского, 2-го Чакырского и Эмисского наслегов. Они платили ругу, это называлось  ружное содержание причты. Также священнослужители получали жалованье в размере 1000 рублей в год (священник — 600 рублей, псаломщик — 200 рублей). Мне удалось, сохранить свою церковь, в 1935 году её не стало.

В 1808 году в Ботурусском улусе (в 1712—1911г.г.  I  Амгинский улус) куда входили три прихода, открывались церковно-приходские школы. Церковные школы выполняли задачи христианского просвещения и обучали русскому языку  местное население. Священники, обучаясь в духовной семинарии, помимо богословия изучали основы агрономии и медицины, так как на сельском приходе священнику предстояло оказаться единственным образованным человеком. В Амгинском храме была библиотека, где была литература духовно – нравственного содержания. Краевед Михаил Алексеев в сборнике «Хронологический перечень некоторых данных по истории Амги.1630-1960 г.г.» сообщает, что в 1855 году Амгинская Преображенская церковь имела опись на  36 экземпляров книг. В церкви имелись  метрическая книга, книга браков, исповедные росписи и другие церковные книги. Член-корреспондент Петербургской академии наук Иван Александрович Гончаров писал в августе 1854 года: «В Слободе есть деревянная церковь во имя Спаса Преображения. Священников трое. В самой Слободе всего около шестисот душ». Архиепископа Иннокентия (Виниаминов) (1854-1855 г.г.) в Якутской области заботился о церковных школах. Из отчета Преосвященного Дионисия, епископа Якутского в Синод видно, что из его предшественников отличался успехом Амгинский священник, учитель Закона Божьего Алексей Михайлович Ясенецкий, у которого в 1854 году обучались 25 мальчиков. Якутские Епархиальные ведомости в 1892 году упоминают, что «С 1868 по 1871 г. число учащихся колебалось от 18 до 31. Организатором и учителем одноклассной церковно-приходской школы был  предместник Иннокентия, архиепископа Камчатского, священник Алексей Ясенецкий, перемещенный в Амгу в 1868 году.  Наряду со школой священника Дмитриана Попова при Ытык-Кельской церкви Амгинская считалась одной из лучших церковных школ».  В воспоминаниях некоторых учащихся о своих учителях есть слова, что было и равнодушие, безучастие к делу, исполняли небрежно, были нравственности весьма плохой. В 1886 году Амгинское  начальное училище переводится в село Абага. Законоучителем назначается священник Лонгинов Стефан Евстафьевич выпускник Якутской духовного училища. Якутские Епархиальные ведомости №23 в 1888 году, официальный отдел печатает Епархиальное распоряжение, где говорится, что учителю Стефану Лонгинову Епархиальный совет объявил благодарность «за обучение инородческих детей». В 1902 году в  Амгинской слободе восстановлена церковно-приходская школа (НА РС(Я).287,оп.1,д.31), в 1912 году была преобразована в двухклассную, которая работала до 1919 года.

Сулгачинская Покровская часовня была построена в 1858 году. 1877 году часовню посетил епископ Якутский и Вилюйский Дионисий. В тот год по решению схода наслега епископу направлено письмо прошение следующего содержания: «Часовня наша действительно не имеет снаружи никакого приличного и достойного вида к уподоблению ея к Храму, а также и не имеет внутри должного пространства. А потому представляя план на приведение к приличному, достойному и благовидному устройству Храма, мы, прихожане Сулгачинской часовни всепокорнейшее просим Ваше Преосвященство, неблагоугодно ли будет дозволить по прилагаемому плану перестроить настоящую нашу часовню и выслать книгу для записи добровольными пожертвователями денежной суммы и продчаго» (в книге «Сулгачинский наслег», Якутск, 2005 г.). С разрешения епископа Якутского и Вилюйского Дионисия в 1878 году прихожанами построена трехъярусная колокольня с высотой 3 сажени. В колокольне были 5 колоколов («мать колокол» весом 25 пудов). 11 февраля 1880 года часовня освящена епископом Дионисием в чин церкви. Церковь однопрестольная во имя Покрова Пресвятья Богородицы с празднованием Святителю Иннокентию Иркутскому Чудотворцу, имела десятое благочиние. Церковь с колокольнею была обнесена оградою. В 1913 году построена новая двухярусная колокольня на новом месте. Старая колокольня в виду ветхости аккуратно разобрана, колокола сняты. Службу нес один состав причта — священник и псаломщик, получавшие жалованья из казны в размере 300 рублей в год (священник – 200 рублей, псаломщик 100 рублей) и ружное содержание (ругу от прихожан). Священнослужители проживали в домах, построенных прихожанами. В храме имелась метрическая книга с 1863 года, книга браков, исповедные росписи с 1863 года и другие церковные книги. При церкви действовала библиотека духовно-нравственной литературы. В пользование прихода было выделена хлебопашенная и сенокосная земля в размере 33 десятин и межевания провели в 1871 году. В приходе церкви не было часовен. Священники: Иннокентий Прокопьевич Протопопов, сын диакона; Василий Васильевич Попов, сын священника; Степан Ксенофонтович Попов; Прокопий Захарович Винокуров; Илья (Сильвесторович) Некрасов, 1838 года рождения, сын дьяка; Михаил Андреевич Носов из мещан Якутского общества, 1833 года рождения, уроженец г. Екатеринбурга; Иннокентий Гаврилович Неустроев, 1853 года рождения, сын обер-офицера, обучался в Якутской промгимназии; Иван Степанович Колодезников, 27 лет от роду, сын инородца якута, окончил Якутскую духовную семинарию. Псаломщик Василий (Григорий) Михайлович Носов, окончил Якутское духовное училище. Староста Давид Петрович Кузьмин, житель 1-го Болугурского наслега. В 1894 году в доме псаломщика открылась школа грамоты. Законоучитель священник Михаил Носов (НА РС (Я) Ф 287-и Опись 1 Дело 7). 12 сентября 1906 открылось Сулгачинское одноклассное начальное училище Министерства народного просвещения. В 1909 году учителем был назначен выпускник Иркутской учительской семинарии Леонид Николаевич Семенов. «Якутские епархиальные ведомости», от 1 июля 1906 года № 11 сообщили, что «14 марта 1906 года церковь посетил епископ Якутский и Вилюйский Макарий. В храме масса якутов ждали получить благословения и помолится с «человеком Божьем», так они обыкновенно называют Архипастырей. Владыка провел два молебна. После молебна перед отпуском было произведено поучение, переведенное знатоком якутского языка отцом Иннокентием Неустроевым». С 1912 года приказом инспектора народных училищ Якутской области с согласия Якутского епархиального начальства законоучителем назначен священник Колодезников Иван Стефанович, учитель Леонид Николаевич Семенов, 1864 года рождения. При школе был пансионат на 10 человек. По окончанию училища ученикам выдавали «Свидетельство об окончании» и обучались по следующим предметам: Закон Божий, Церковно-славянское чтение, русское чтение, письмо и арифметика. Прихожанами церкви являлись жители Сулгачинского, Кугдинского, 1-го Чакырского, Хадарского, 2-го и 4-го Хатылинского, 1-го Болугурского наслегов. Церковь работала до 1926 года. Во время советской власти в здании храма была школа. Здание церкви сгорело во время лесного пожара в 1931 году (по некоторым данным в 1932 году весной). В местности речки Хотуйа, левого притока реки Амга, недалеко от дороги с её левой стороны находится погост. Все памятники изготовлены  из серовато-желтого камня имеющие изображения в виде следующих фигур: якорь, крест, пальмовые ветви. Нижняя часть плиты имеет надписи. Каменные надгробные плиты кладбище находится в заброшенном состоянии и возможно не все жители Бетюнского наслега  знают об его существовании.

Часовня на урочище «Аллах» была построена в 1866 году на средства прихожан 3-го Болугурского наслега Батурусского улуса. По утвержденному штату 1 декабря1884 года часовня была освящена в чин церкви епископом Якутским и Вилюйским Иаковым. Однопрестольная церковь во имя Святителя Христова Николая Архиепископа Мерлинского Чудотворца с празднованием 6 декабря и 9 мая. Здание церкви деревянное с колокольней и забором, имелась пристройка-кладовая. В пользование прихода было выделена земля в размере 55 десятин на урочищах «Кюр колюм онно» и «Хохуйтордо». В приходе церкви были две часовни: Петро-Павловская часовня с алтарем и иконостасом на урочище «Марылай» (в 40 верстах от церкви), построенная в 1855 году якутами Амгабасинского рода Петром Яковлевым и Николаем Устиновым с празднованием Святых апостолов Петра и Павла и  вторая часовня в Верхнеболугурском наслеге в 25 верстах от церкви. Священником был назначен выпускник Якутского духовного училище  Иван Андреевич Заборовский, 1864 года рождения.  Сын якутского мещанина, уроженец Мачинской резиденции Олекминского округа. Псаломщиками были: выпускник Подгородно-Жилкинской двухклассной церковно-приходской школы Иркутской епархии диакон Иван Софронович Попов, сын псаломщика идиакон Дмитрий Берденников. В 1900 году Якутские епархиальные ведомости №1 сообщили, что за пожертвования для церкви были отмечены якут Прокопий Дьячковский  Архипастырской благодарностью и за служенья старостою Устин Тимофеев Архипастырской грамотой. 12 марта 1906 года церковь посетил епископ Якутский и Вилюйский Макарий и провел молебен, читаем в №11 от 1 июля 1906 года в  Якутских епархиальных ведомостях. 19 августа 1900 года при церкви было открыто церковноприходское попечительство. 27 сентября 1907 году в местности Аллах, III Болугурского наслега,  Восточно-Кангаласского улуса открылась Аллахское-Болугурское начальная одноклассное народное училище Министерства народного просвещения, с финансированием из средств земской казны в объеме 970 рублей в год. В этот год обучались 20 мальчиков и 3 девочки. Учителем назначен К.П. Захаров. В школе Закон Божий преподавался местным священником Иваном Заборовским и дьяконом Андреем Винокуровым. Преподавание в школе велось на русском языке. В 1915 году начальная народное училище стало двуклассное народное училище до 1921 года. Прихожанами церкви являлись крестьяне Новопокровского и Амгинского селений и жители 1, 2, 3–го Болугурских наслегов, а также тунгусы. В 1920 году церковь была закрыта, её здание использовалось, как склад сырьевой базы. На окраине аласа в 500 метрах на запад от памятника участникам Гражданской войны, поставленного Фёдором Шакировичем Садыковым, находится погост. Каменные надгробные плиты изготовлены на заказ за пределами Якутии, по предположению установлены на могилах состоятельных людей и их детей. Христианская символика  на надгробиях говорит о глубоком проникновении христианства. Сельское кладбище находится в заброшенном состоянии, что объясняется изменение в расселении и традиционным  отношением к местам захоронения. Поскольку  на данном погосте  хоронили жителей ближайшего аласа, где проживала одна или две большие семьи, то после переселения этих семей в более крупные населенные пункты кладбища перестало  функционировать, и не все жители Майского наслега  знают об его существовании. Каменные надгробные плиты содержать информацию о духовном мире создавших и использующих их людей. Все памятники изготовлены  из серовато-желтого камня, мастерами  с надписями и элементами декора, изображения на памятниках в виде следующих фигур: головки херувимов, крест, пальмовые ветви. Нижняя часть плиты имеет надпись.

По данным Национального архива Республики Саха (Якутия) Васильевская церковь была построена в 1899-1903 годах на средства прихожан в местности «Олом-Кюель». Добротное небольшое здание храма  из лиственницы с колокольней стояло на возвышенности, окруженное густыми лиственницами. Иконостас был розовый с позолотой, сделан лучшим мастером г. Якутска. Из воспитания жителя Эмисского наслега Устиновой Софьи Александровны: «Внутреннее убранство церкви было очень красивым. В стенах церкви были позолоченные росписи …». Краеведы Эмисского наслега считают, что внук богача Додора (М. Кардашевский), князь Василий рядом построил жилье для священнослужителей и небольшую столовую-трапезную (тэрэпиэhэнньик дьиэтэ). Однопрестольная «Церковь освящена 10 марта 1906 года епископом Якутским и Вилюйским Макарием. Владыка отслужил в храме водосвятный молебен и поучение, переводил на якутском языке отец Александр Волков. Храм был полон верующими. В тот день по просьбе благотворителя местного храма Василия Кардашевского Владыкою был молебен в храме о недугующих (больных)», — сообщили «Якутские епархиальные ведомости» № 10 от 16 мая 1906 года. В селе Олом Кюель, I Нахаринский наслег, Восточно-Кангаласского улуса в  январе 1909 году открылась одноклассное начальное училище. Работало училище до 1911 года, до разделения улуса. В пользование прихода не было выделена земля. В приходе церкви не было часовен.

Сегодня на территории улуса находится две часовни. Амгинская часовня имени Святого Благоверного князя Александра Невского в селе Амга и в селе Покровка часовня имени преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.

Нина Перфильева.

 

Читайте дальше