Потомков Леонида Васильевича Киренского и Федора Васильевича Кривошеина с большой теплотой приняли в Амге

Накануне Рождественских святок в Амгинской детской школе искусств имени А. А. Черемных встречали исполнительниц  народных песен из Усть- Майского улуса.


Фольклорную мозаику и свое декоративно-прикладное творчество подарили  Надежда Дмитриевна Нестерова, Любовь Александровна Ушницкая, Ольга Робертовна Бокова и  Любовь Петровна Полоскова. Исполнили перед собравшимися протяжные, исторические, походные, игровые и свадебные песни. Костюмы стилизованы под исторические русские костюмы. В день Рождества Христова звучали старинные песни и колядки, истории о русских народных традициях и святочных гаданиях на Руси. А перед дорогими гостями выступили: ансамбль русской песни “Родные просторы” и педагог музыкальной школы Владимир Дедюкин.

Перед зрителям выступила Надежда Дмитриевна Нестерова:

— Самое главное, я думаю, это успешное земледелие. Потому что селяне всегда себе продовольствие обеспечивали сами. Выращивали хлеб, сажали мелочи огородные. Держали домашний скот, поэтому мясо, масло, молоко у них было всегда своё. На первых порах им еще хорошо помогало государство. Когда в 67-м году Аляску продали Америке, то необходимость в тракте уже отпала, и многие стали разъезжаться. Кто-то поехал обратно на родину — в Иркутск или в Иркутскую область. Кто-то поехал в Амурскую область, кто-то в Хабаровский край, в Приморский край, а наши предки, они поехали в Амгу Слободу, в Новопокровку, как  и многие другие. Ну и в нашем посёлке Петропавловске есть улица имени Кривошеина, потому что Кривошеины честь и слава им, не только нашего наслега, улуса, республики, многое сделали, потому что всегда стояли на защите Родины. Наш дед, Кривошеин Николай Васильевич, он был на трудовом фронте, имеет награду. Мамин старший брат, Леонид Николаевич, он участник  Великой Отечественной войны, дошел до Кенигсберга, был тяжело ранен. Мамин двоюродный брат, Кривошеин Павел Дмитриевич, он тоже участвовал в Великой Отечественной войне. Наша мама, Кривошеина Галина Николаевна, она известная в республике овощевод, Кавалер ордена «Знак Почета». Младший мамин брат, Владимир Николаевич — ликвидатор аварии на Челябинской АЭС. Это сейчас  мы знаем, что Челябинская АЭС по масштабности, она была намного больше, чем Чернобыльская. Вот он ликвидатор был. Ну и, конечно, когда была Великая Отечественная война, Кривошеины встали на защиту Родины, когда была Чеченская компания, наши родственники тоже ходили в Чечню, сейчас  наши родственники на специальной военной операции, поэтому мы гордимся нашими предками, родственниками. После мероприятия Кривошеины, если есть, вы подойдете, мы пообщаемся, потому что амгинские Кривошеины пока нам малознакомы. Но раз наши предки были земледельцами, то вся жизнь зависела от погоды. И пользуясь методами наблюдений, они научились себе определять погоду на ближайшее время. Например, вышел на кольцо, смотрим на закат, алый-алый, значит, что будет? Правильно, сильный ветер. Или выходим вечером на крыльцо — вечер тихий, тёплый, нет мошкары. На комаров мы знаем, будет дождь. Правильно, дождь. Но предки могли определить погоду не только на ближайшее время, но и на более длительный период. Например, могли по рябине определить, какая будет осень. Смотрели, если рябины много, значит осень будет мокрая. А если мало, то сухая. Также, глядя на рябину, могли определить, какая будет зима. И говорили, рябина грозная, зима морозная. Грозная, значит много ягод. Могли по березе определить, какая будет зима.Были определенные дни в году, когда могли тоже предсказать более длительные периоды погоды. Говорили, если идет дождь, то лето будет дождливое. Или 1 августа — Макрида. А где идут дожди, все в неделю дожди. Вот как раз у нас  эта примета в прошлом году работала. Каждый день, через день. Дождь тоже был. А вы какие-то приметы знаете ваших предков, чтобы определить погоду? Ну, хорошо. Птица низко летает. Да, да, да. Молодцы — будет дождь. Нашему ансамблю «У Нади» в следующем году будет уже 26 лет. Все, что мы знаем, что мы умеем, чем мы привлекаем, это, конечно, пришло нам от родителей наших. Рукоделия, которыми мы в основном занимаемся, это вязание и вышивка. Вы, наверное, посмотрели. Это только малая часть того, чем мы занимаемся. Любовь Александровна, Любовь Петровна, Ольга Робертовна, они постоянные участники выставок не только в районе, но и республике, занимают призовые места. Поиграем сегодня в старинные игры.

“Наша Амга — это особое поселение, это такое село, в котором крепко-накрепко связаны и русская культура, и культура народа Саха. Нас называют пашенными, и это ярко проявляется в нашей повседневной жизни. Например, раньше устраивали концерты между предприятиями. Мы наряжались, выходили в якутской одежде, поем что-то по-якутски, потом переодеваемся, в кокошниках выходим  и танцуем, люди говорили: «Это точно наша культура, это наши пашенные!».

Времена были разные… Но сегодня благодаря таким энтузиастам, как Алена Валерьевна, как Евдокия Николаевна, как наша Любовь Васильевна, возрождаем культуру русских пашенных людей.

В эти дни, в канун рождества, я прочитала вновь рассказ В.Г. Короленко «Сон Макара». И каждый раз, перечитывая это произведение, убеждаюсь —  как много в нем неизвестного сегодняшнему молодому поколению амгинцев.  А в «Истории моего современника» есть главы, полностью посвященные нашей Амге. Кто здесь жил? Как жили? Какие были традиции? А как Короленко описывал природу, нашу амгинскую зимнюю! Вот он впервые увидел Амгу: «Я расправил и выглянул на мороз. Яммалахская падь расступилась, и передо мной открылась широкая равнина, заканчивавшаяся вдали искрящимся под луной крутым горным кряжем и усеянная высокими столбами белого дыма…». Очень часто у Короленко встречается фраза «яммалахская падь».  По молодости, как-то не обращала на это внимание, а это же от якутского слова «дьаамалаах». Откуда этот топоним? Где проходил  тракт от Амги до Якутска в 19 веке?

Двенадцатый километр по городской дороге – мы знаем его как место, где амгинцы провожали Короленко. Иногда тоже возникают некоторые сомнения, что где-то оно должно быть ближе. Короленко пишет: «10-го сентября у Яммалахской пади, под большим деревом, которое было все увешано какими-то амулетами, все знакомые из Амги и ближних улусов устроили мне проводы». А есть там след от той лиственницы? Могли ли провожавшие пешком дойти так далеко?

В свое время мы упустили наших старожилов. Конечно, они нам многое рассказывали, но как всегда, мы слушали их невнимательно. Теперь приходится искать это все в разных источниках. Это непочатый край для будущих исследований.

Особое спасибо нашим гостям из Усть-Маи, потомкам амгинского хлебороба Кривошеина! Наши улусы связывает не только соседские отношения, но и наша история, Аяно-якутский тракт, через который пробирался с Аяна после кругосветного путешествия великий русский писатель И.А. Гончаров. Это он впервые в русской литературе в своем произведении «Фрегат Паллада» дал описание наших амгинских земель и слободы Амги!

И последнее, о языках. И Гончарова и Короленко удивило то, что амгинские пашенные говорили между собой на якутском языке. Гончаров писал, что казак везший его из Усть-Маи, приехав в Амгу, встретил своего брата и изъяснялся с ним по-якутски, тогда он спросил: «Ты кто по национальности?» «Русский!» «А почему говоришь по-якутски?» «А у нас так повелось». И жена бедного Макара тоже ругала его на якутском языке. И Макар стеснялся говорить по-русски. Это тоже интересный феномен, нашей культуры.

И вот такие встречи, как сегодня, такие люди, как вы, которых Любовь Васильевна всегда радушно встречает в этом прекрасном зале, наш ансамбль «Родные просторы», который пленяет нас своими песнями – это есть продолжатели амгинской пашенной культуры. Благодаря всем вам мы, надеюсь, и наши дети, и наши внуки познаем родную землю, вслушиваемся в многоголосие нашей речи, открываем неизведанное!» —  поделилась  директор лицея Дария Иннокентьевна Захарова.

“Самое главное, что встретились родные люди — Кривошеины амгинские познакомились с Кривошеиными петропавловскими, Мария Геннадьевна в молодости знала сестер, но потом связи утерялись”, —  сказала Амгалина Васильевна Прокопьева.

 “Сегодня с благословения отца Павла для жителей Амгинского улуса прошли Рождественские святки. На встречу с гостями из села Петропавловск пришли потомки Амгинских землепашцев Артемьевы, Пахомовы, Немчиновы, Кривошеины — встретились родные люди. Дария Иннокентьевна Захарова рассказала о своём знакомстве с библиотекарем  Петропавловской школы Софьей Дмитриевной Сысолятиной, с которой были общие планы, но жизнь ее преждевременно прервалась. Но её сестры Надежда Дмитриевна и Любовь Александровна не бросают поисковую деятельность о своих корнях на Амгинской земле, они являются потомками Киренского Леонида Васильевича и Кривошеина Федора Васильевича. Посетили музей, познакомились с экспозициями о трудовой деятельности своих родных.  Исполнители народных песен почтят память своих предков. Все мероприятия прошло на одном дыхании”, — рассказала Алёна Валерьевна Доброскокина.

Нина ПЕРФИЛЬЕВА.

Читайте дальше